NASCAR. Управление риском
Джон Дуерр (John Doerr), один из первых венчурных инвесторов Netscape, Google и Amazon.com, сказал: «Вам приходится рисковать, когда необходимо быстро принять решение. Иногда вы движетесь столь быстро и поворот столь крут, что автомобиль касается дороги только двумя колесами. Но, не рискуя, невозможно достичь высот».
Когда гоночный автомобиль стоит, мы можем наслаждаться его обтекаемыми формами и крыльями, мы можем восхищаться умом инженеров, а также с важным видом обсуждать всё, что нам нравится в этом автомобиле — его мощность, прижимную силу и практичную красоту. Именно поэтому некоторые особо выдающиеся примеры таких автомобилей установлены в художественных галереях. Но, конечно, гоночный автомобиль не имеет смысла, если он не развивает скорость до 200 миль в час, что достаточно иронично, так как при такой скорости мы практически не можем его видеть, в зависимости от того, как близко от него мы находимся.
Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей ( NASCAR ) — компания, занимающаяся одним из самых зрелищных видов спорта в Северной Америке. Великолепно поставленное с режиссерской точки зрения мероприятие для телевизионной аудитории, гонка NASCAR Sprint Cup представляет собой высший уровень данного увлекательного вида спорта — в течение 10-месячного периода проходит 36 гонок. По рейтингу популярности она уступает только Национальной футбольной лиге.
Основатель Haas Automation, Джин Хаас (Gene Haas), и трехкратный чемпион Sprint Cup Тони Стюарт (Tony Stewart) вместе являются владельцами Stewart-Haas Racing (SHR) . В сезоне 2012 года команда представила трех водителей: Тони Стюарта, Райана Ньюмана (Ryan Newman) и Данику Патрик (Danica Patrick).
Штаб-квартира SHR — длинное прямоугольное здание, названное Haas Way (Путь Haas). Центральная часть здания — пещероподобное пространство, заполненное гоночными автомобилями в различном состоянии готовности. Высоко на стенах написаны цитаты и афоризмы различных мыслителей и исторических лидеров, предназначенные для мотивации и повышения эффективности работы. Справа от главного цеха расположен магазин команды, а слева, за стеклянной перегородкой — цех машинной обработки, в передней части которого установлен специальный красный вертикальный обрабатывающий центр VF-1 Тони Стюарта. Не удивительно, что каждый станок с ЧПУ в цехе — станок производства Haas . По словам Брэда Харриса (Brad Harris), управляющего цеха машинной обработки, этот факт играет только в пользу команды.
«Естественно, что мы используем станки Haas, а не других производителей, — говорит он. — Но я работал с другими станками до того, как пришел сюда, и я могу сказать, что прежде всего станки Haas являются универсальными и надежными, и именно это необходимо для соответствия требованиям, предъявляемым к нашей работе. То, что все станки обладают одинаковой системой управления, помогает планировать работу. В нашем цеху работает всего пять человек, но мы справляемся с работой на 12 станках. Я думаю, что могу сказать за всех — мы гордимся, что работаем в цеху Haas».
Цех машинной обработки Stewart-Haas включает 8 вертикальных обрабатывающих центров и 4 токарных центра . «Четыре вертикальных обрабатывающих центра обладают возможностью обработки с использованием четвертой и пятой оси, — рассказывает г-н Харрис, — это означает, что мы можем обработать практически любые детали, необходимые нашим гоночным командам при минимальном времени установки.
Модификации в середине сезона — обычное дело, иногда необходимость в них возникает на основании изменения правил NASCAR, иногда на основании идеи инженера или командира экипажа для улучшения работы автомобилей. В любом случае готовая деталь необходима незамедлительно: пока изменение будет утверждено техническим отделом и передано в цех обработки, то обычно остается совсем мало времени. Как результат — любая работа становится срочной.
Самыми крупными нашими станками являются два VF-6TR с наклонно-поворотными столами. У нас также есть Mini Mill , VF-2 и пятиосевой обрабатывающий центр VF-4 , также оснащенный наклонно-поворотным столом TR-210 ».
Как и все гоночные команды, SHR не желает показывать крупным планом большинство компонентов, изготовленных в своем цеху, особенно, когда у нее впереди еще полдюжины гонок. Одной из самых узнаваемых деталей является рычаг переключения передач. Г-н Харрис держит пример из автомобиля номер 39 Райана Ньюмана. Он прочный и легкий, обладает сложными контурами, которые частично служат для повышения эргономичности и частично являются декоративными.
«Это был интересный, но не простой проект для нас, а также для инженеров, — рассказывает он. — Рычаг был изготовлен при помощи пятиосевого VF-4, который позволил нам создать деталь посредством всего двух операций. Мы изготавливаем примерно 20 таких рычагов в год. Как и большинство компонентов автомобиля, они «изнашиваются» и требуют замены. Даже в отношении деталей, которые не подвержены сильному износу, мы не надеемся на случай. Мы не ждем, когда они сломаются.
Среди других обработанных на станках Haas компонентов в Каннаполисе — стойки передней оси, которые мы получаем как предварительно обработанные поставщиком заготовки с осями. Данные детали подлежат дальнейшей обработке на фрезерных станках SHR, при этом некоторые части в дальнейшем крепятся к стойкам посредством сварки.
После завершения изготовления готовая сборка возвращается к нам, и мы выполняем конечную обработку посредством одной настройки, что означает идеальную точность и качество, — говорит г-н Харрис. — Точность — самая сложная задача из-за строгих допусков и необычной формы. Мы устанавливаем деталь на переднюю часть шпинделя наклонно-поворотного стола VF-6TR. Вращаем его и достигаем необходимой обработки посредством одной установки. Это значительно экономит время и обеспечивает изготовление действительно качественного компонента. Одним из главных преимуществ станков Haas для нас является то, что они интуитивно понятны для пользователей и чрезвычайно редко выходят из строя. Мы получаем великолепную поддержку от местного представительства Haas (HFO)».
NASCAR ведет свою историю с эры запретов, когда торговцы запрещенными товарами распространяли контрабандный алкоголь через регион Аппалачи в восточной и южной части США, используя самые эффективные сочетания «автомобиль плюс водитель», которые могли найти. Следовательно, NASCAR родилась как культурная инновация — средство для обхода введенных правительством ограничений на производство и употребление алкоголя. Торговцы запрещенными алкогольными напитками использовали технические инновации, чтобы сделать свои автомобили более быстрыми и маневренными. Когда запрет в конечном итоге был отменен, новаторам было слишком весело и интересно, чтобы просто отказаться от этого. Впоследствии данная инновация переросла в спорт, который стал приносить миллиардную годовую прибыль, и создал еще больший доход для десятков тысяч людей и компаний на своей орбите.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
Примерно в 5 милях к югу от Stewart-Haas Racing, в Конкорде, в двух шагах от Charlotte Motor Speedway, находится компания Hendrick Motorsports ( HMS ).
HMS была создана в 1984 году и является одной из самых успешных команд, которая завоевала 10 чемпионских титулов только в серии Sprint Cup. Фанаты NASCAR уже знают, что компания Haas Automation пришла в спорт через HMS, изначально являясь спонсором и поставщиком станков с ЧПУ. В 2002 году Джин Хаас основал свою команду Haas CNC Racing в сотрудничестве с HMS. Автомобиль, который в настоящее время является автомобилем номер 39 SHR, фактически, был автомобилем номер 60 Haas CNC Racing во время его участия в высшем дивизионе серии NASCAR.
С появлением SHR в 2002 году партнерство двух команд развивается, и сегодня SHR использует двигатели и шасси HMS, а цех машинной обработки HMS с кампусом площадью 100 акров практически полностью состоит из станков Haas.
HMS производит более 550 двигателей в год, многие из которых арендует другим командам NASCAR. Различные детали двигателей и шасси обрабатывают на различных станках Haas с ЧПУ, включая вертикальные обрабатывающие центры VF-2 и VF-6 , горизонтальные обрабатывающие центры ES-5 и токарные центры TL-25 с осью С, контршпинделями и приводными инструментами.
«У нас в кампусе четыре станка ES-5 Haas для обработки головок цилиндров и входных манифольдов, — рассказывает Ларри Зентмейер (Larry Zentmeyer), координатор цеха производства двигателей. — Мы также используем их для доработки выхлопных седел и модернизации старых конструкций». Каждый из станков ES-5, принадлежащих компании, оснащен поворотным столом HRT210 Haas и задней бабкой для поддержки длинных деталей.
Так же как и SHR, Hendrick Motorsports поставляет двигатели и детали нескольким другим командам, включая Earnhardt Ganassi, Phoenix Racing, JRM и Turner Motorsports.
Головки цилиндров HMS обрабатывают посредством горизонтальных обрабатывающих центров ES-5 Haas. Эти сложные детали начинают свою жизнь как наполовину обработанные литые детали, поставляемые Chevrolet.
«Это великолепный материал для добавления привода клапана и коромысла клапанного механизма, — поясняет г-н Зентмейер. — Также нам предстоит большая работа с выпуском и забором, а также определенная обработка камеры. В целом, можно сказать, что не остается ни одной поверхности, которую мы не обрабатываем тем или иным образом. У операторов станков, таких как Марк Томас (Mark Thomas), установлены системы Siemens NX рядом со станками, с помощью которых они готовят программы.
Каждый месяц мы обрабатываем около 12 наборов, то есть 24 головки, — рассказывает г-н Зентмейер, — это означает, что станки всегда заняты, но не настолько, чтобы возникла необходимость в нескольких палетах или устройствах смены палет. ES-5 выполняют свою работу, действительно, хорошо».
Цех по производству двигателей HMS также устанавливает поршни на каждый блок цилиндров в индивидуальном порядке. «Мы используем один из станков VF-2 для конечной обработки днищ поршней, — рассказывает г-н Зентмейер. — Таким образом, мы можем обеспечить соответствие допускам и осуществить необходимую нам установку. В среднем, мы обрабатываем около 20 наборов поршней в неделю».
Кроме головок цилиндров и поршней Hendrick Motorsports также выпускает и поставляет крупные детали и компоненты, такие как кожухи генераторов переменного тока, известным компаниям, например Bosch. «Многие детали, предназначенные для использования в автомобилях, являются литыми. Мы изготавливаем детали из сплошных заготовок, поэтому они более прочные и долговечные. Если бы мы использовали литые детали для гоночных автомобилей, они бы служили для одного или пары этапов вследствие воздействия температуры и вибрации».
Многие преподаватели и промышленники всё ещё видят огромный потенциал гонок, который способен вдохновить будущие поколения. Дети, увлеченные шумом, красками и энергетикой гонок NASCAR в Шарлотте или какой-либо другой точке страны, возможно, не станут следующими Тони Стюартами (или не возглавят его экипаж), но данные гонки могут воспитать в них инстинктивную оценку риска и роли, которую он играет для частных предприятий. И если они сумеют применить понимание риска к своей будущей работе, если они смогут принять идею риска во время открытия своего бизнеса, регистрации патентов или инвестирования сбережений для покупки капитального оборудования, то страна сможет процветать. Они не захотят просто наблюдать и наслаждаться тем, что создали предыдущие поколения. Они захотят как можно скорее увидеть расцвет экономики, ее сильную сторону, борясь за свое место на пьедестале почета.