26 августа 2020

Здравствуйте! Добро пожаловать на очередной «Совет дня от Haas».

Мы хотим написать программу для фрезерного станка с ЧПУ? С чего-же начнем?

Девять кадров программы, которые знает любой программист станка с ЧПУ. Девять строк программы, которые нужны, чтобы понять, как написать свою первую программу.

Системы координат

Вы учитесь программировать станок с ЧПУ всю свою жизнь. Может быть вы не знаете этого, но наши мамы, учителя и даже Коржик учили нас считать печенья до того, как мы научились ездить на велосипеде, учили до садика или до 1 класса. Мы брали цифры и раскладывали их в линию, от ноля до десяти. Все цифры по одной оси. К 4 классу добавилась ещё одна ось, мы начали использовать две координаты Х и Y в одном квадранте. А затем, в 6 классе, наш мозг взорвался, добавились отрицательные значения, отрицательные числа. У нас появились положительные и отрицательные значения по оси X и по оси Y. Мы стали использовать 2 координаты во всех 4 квадрантах. Это уже стало выглядеть, как на устройстве с ЧПУ.

Около половины курса математики в 6 классе фактически являлось вводным курсом в программирование устройств с ЧПУ. Сейчас эти полученные ранее шаблоны помогают нам в работе. Соединенные линиями точки образуют форму. Форма один, форма два, форма три. Они дают нам особые указания. Мы можем отмечать точки на осях и соединять их по порядку, не соединяя формы между собой. Это имеет смысл.

Давайте возьмем ручку или карандаш и нарисуем форму. После чего уберем ручку от бумаги и перейдем к созданию следующей формы, вернувшись к бумаге. Продолжим создавать второй контур. Сейчас разные шаблоны можно найти в интернете. Вы можете найти шаблоны для самых разных форм. Эти шаблоны содержат координатные пары. Вы также можете создать собственную форму.

Овладев искусством отображения координатных пар в средней школе, вы можете, отталкиваясь от этого, начать работать с реальными станками. Но для этого потребуются коды.

9 основных строк кода

Перед началом программирования вы должны понять для чего нужна каждая из этих 9 строк. Давайте начнем. Не бойтесь упустить что-либо.

Эти коды выглядят достаточно просто. Возможно, вы уже их знаете, если являетесь программистом. Бонусным контентом для скачивания станет расширенная версия кодов. В качестве бонуса, мы добавили 9 строк кода и для токарного станка. Также расскажем вам, куда двигаться дальше в своем обучении, про более продвинутые коды. Для каждой программы, которую вам нужно написать, можно использовать коды с этого листа. Это очень хороший помощник. Мы максимально сократили всё руководство оператора до одной страницы специально для вас.

Соединение точек

В середине этих 9 строк кода имеется небольшой раздел под названием «Места соединения точка-точка по осям XYZ» (DOT-TO-DOT XYZ LOCATIONS). Это просто точки, которые мы ранее изучали в 6 классе.

Если вы создадите необходимые формы, то получите программу ЧПУ. Вы сможете гравировать свои формы на поверхности детали. Можно отобразить все необходимое на бумаге, а потом перенести координаты точек осей XYZ в центр этой программы. Это не видеоинструкция. Мы просто показываем вам, какие коды нужно изучить в первую очередь. Мы сейчас быстро расскажем про каждый из этих кодов.

  1. O1234 (идентификатор программы)

    Код программы начинается и заканчивается знаком процента. Это требуется для нашей системы управления. Она работает, опираясь на эти знаки. Всегда нужно использовать их.

    В первой строке кода мы можем видеть букву «O». Это «O» с последующим уникальным числом, а не ноль. Число является идентификатором программы. Текст справа выделен скобками. Текст в таких скобках обычно игнорируется программой. Это просто комментарий для оператора.

  2. M06 T1(смена инструмента)

    В следующей строке мы видим M06 T1. Эта команда установит инструмент номер 1 в шпиндель.

  3. M03 S7500

    Эта команда для включения вращения шпинделя. Это похоже на команду для запуска работы беспроводной дрели. M03 — вращение шпинделя по часовой стрелке. Если мы нажмем кнопку реверсивного движения, то это будет соответствовать команде M04 для нашего шпинделя — вращение против часовой стрелки. Команда S7500 задает скорость вращения шпинделя, т.е. 7500 оборотов в минуту. Она определяет, как быстро будет вращаться шпиндель.

  4. G54 G00 G90 G17

    G54 — рабочий ноль детали. Конкретные значения находятся на странице рабочих смещений в соответствующей строке.

    Коды G00, G90, G17 называют кодами безопасного запуска.

    G00 — команда ускоренного перемещения. Она используется для быстрого перемещения в нужную позицию, а не для снятия стружки.

    G90 — команда абсолютного режима перемещений, при котором все движения по осям XYZ осуществляются от одной нулевой точки. Как от единой нулевой точки в центре листа бумаги.

    G17 — выбор плоскости. Команда выбирает плоскость XY, для перемещения по дуге.

    X0 Y0 — начальная точка. Работа нашего инструмента начнется этой точки. Это похоже на первую XY-точку нашей формы, отображенной на бумаге.

  5. G43 H01 Z.1 M08

    G43 H01 — эти коды работают вместе, чтобы станок понимал, где находится вершина инструмента по отношению к обрабатываемой детали по оси Z. Мы обычно используем H01, если используется инструмент №1. Обычно значение H и номер инструмента совпадают. Значение H01 можно найти в первой строке таблицы смещений инструмента.

    Также в этом кадре находится движение по оси Z. Это первое движение по оси Z в нашей программе. Вам будет очень неудобно управлять Z-движением, если вы не будете использовать команды G43 H. Номер H относится к конкретному инструменту. Иначе, система ЧПУ не будет понимать, где в пространстве находится инструмент.

    M08 — включает подачу СОЖ. M09 — выключает подачу СОЖ.

  6. G01 F5.0 Z-0.01

    Мы подошли к первому рабочему движению G01 Z-0.01. G01 говорит о том, что будет выполнено рабочее движение по линии. Это похоже на соединение точка-точка. Для движения по G01 необходимо задать скорость подачи F, которая измеряется в миллиметрах в минуту или дюймах в минуту. Выбор осуществляется в настройке станка.

    Давайте теперь вернемся к соединению точка-точка. При таком соединении мы вводим все координаты точек по осям XY для создания форм, которые мы хотим нарисовать. Между формами будет выполняться движение по оси Z для удаления и подхода к детали. Ещё раз, код G01 используется для обработки, для подачи инструмента от точки к точке.

  7. G00 Z2.0

    Код G00 — ускоренное перемещение между формами, т.е. между обработками. Теперь перейдем к G00. Удалим инструмент от детали по оси Z.

  8. M30

    Завершается программа командой M30.

Если вы оператор и хотите научиться программировать, то начните с этого. Выучите сначала эти коды. Если вы студент и хотите получить знания по программированию, то начните с этих кодов.

Проверка программы

После создания собственной программы, вы захотите проверить её на станке. Нажмите кнопку графического режима, установите смещения и запустите программу.

Бонусный контент